Школа спортивной капоэйры (capoeiransk) wrote,
Школа спортивной капоэйры
capoeiransk

Капоэйра в Сан-Пауло

Исторически так сложилось, что капоэйра подвергалась дискриминации, потому как раб-негр использовал свое тело как инструмент для атаки и для защиты против своего угнетателя. После подписания "Золотого Закона", который подразумевал освобождение рабов по всей Бразилии, негр снова использовал свое тело, как способ выживания, применяя движения капоэйры. И многие капоэйристы преследовались полицией и арестовывались даже в 1930-е годы (многих из них отправляли в тюрьму в Фернандо-де-Норонья, штат Сан-Пауло), тогда капоэйра на улицах была запрещена, также как и кандомбле. Дискриминация со стороны общества сохранялась всегда, на самом деле она сохранилась до сих пор, конечно несколько изменившись с течением времени, под влиянием распространения капоэйры не только в Бразили, но и во всем мире.
Не смотря на то, что капоэйристы приезжали в Сан-Пауло (кто в поисках работы и лучшей жизни, кто в тюрьму под конвоем) начиная с XIX века, капоэйра все же оставалась практически неизвестной до середины ХХ века.

Капоэйра в Сан-Пауло появилась лишь в конце 1960-х, начале 1970-х гг. И мастера, приехавшие в Сан-Пауло с намерением открыть академию или зарабатывать на капоэйре, столкнулись со множеством трудностей и сильной дискреминацией.
Они столкнулись не столько с дискриминацией самой капоэйры, потому что большинство людей вообще не знает (до сих пор), что она такое, откуда она произошла. Дискриминации подверглись больше сами мастера - баиянцы, жители северо-восточных штатов Бразилии, что мигрировали в большой город в поисках работы. Вдобавок, перед капоэйристами встала еще одна проблема. Чтобы выйти на рынок единоборств, капоэйра должна была конкурировать с кунг-фу, тэквондо, каратэ и дзюдо - общепризанными единоборствами, признанными эффективными для борьбы как на ринге, так и для самозащиты на улице, в то время как капоэйра, в большинстве своем, представлялась всего-лишь как танец.
Люди не понимали, и до сих пор не понимают, что такое магия капоэйры. И не замечают ее не только потому, что считают капоэйру всего-лишь тем, что им видится (танцем), но еще и из-за официальной, общепризнанной истории, которой обучались привелигированные классы, т.е. истории, не учитывающей и не признающей такую большую часть народного сопротивления в жизни Бразилии. И потому люди смотрят на "игру капоэйру" - "жогу ди капоэйра" - как сеньор, хозяин или надсмотрщик, наблюдая за игрой рабов-негров, когда они "дурачатся в анголе". Но стоит сеньору уйти, отвернуться и за его спиной этот "танец" трасформируется в борьбу, что дает возможность превосходно управлять своим телом. И, когда кто-то видит рода ди капоэйра, он часто сомневается в том, что капоэйра - это борьба.
Именно по этой причине капоэйра ангола потеряла свою нишу (которой итак не было) в Сан-Пауло. В то время как капоэйра режионал смогла потеснить уже имеющиеся на рынке единоборства, т.к. представляла себя более силовой, агрессивной и потому - конкурентноспособной борьбой.

В сложившейся ситуации - с огромным количеством конкурентом - мастера увидели необходимость быть лучшими среди капоэйристов, соответственно быть более известными, популярными, чтобы привлекать в свою группу больше студентов. И это, как ни странно, не самым лучшим образом отразилось на образе капоэйры, так как всякая рода ди капоэйра превращалась в драку, это можно было увидеть на битзаду и на Праса да Република (площади, что стала местом встречи капоэйристов в Сан-Пауло, где проходили фестивали с самими большими рода ди капоэйра). Так продолжалось в течение нескольких лет (хотя некоторые капоэйристы по прежнему ведут себя так), пока в 1974 году (14 июля 1974 г.) не была основана Федерация Капоэйры Сан-Пауло (Federação Paulista de Capoeira), имеющая перед собой следующие цели: объединить капоэйристов, сохранить капоэйру и рекламировать ее для широкой публики.
Естественно Федерация оказалась не идеальным решением, она была открыта лишь для немногих и обходила стороной подавляющее большинство капоэйристов. Так из несогласия с политикой Федерации в Сан-Пауло возникло и сформировалось две большие группы капоэйры: группа Кативейру (Cativeiro) и группа Капитайс-ди-Арейа (Capitães de Areia).
Обе этих группы отвергли идеологию и введения Федерации, например: степени градуации, в которых цвета поясов (кордао) соответствовали цветам флага Бразилии (зеленый, желтый, синий и белый).
Группа Кативейру для своих поясов избрала цвета, представляющие различных ориша (боги-духи в кандомбле), и переняла идеологию распространения капоэйры во всей Бразилии, пытаясь найти совершенство движений, изучая ритуалы и объединяя членов группы, устанавливая внутри группы практически закрытый и уникальный этикет, правила поведения.
Группа Капитайс-ди-Арейа в своей системе градуации отразила историю негров в Бразилии: так первая степень - это цепь (раб), вторая - канат (житель киломбу), третья - шейный платок (свободный человек), и так до окончания обучения капоэйре, когда капоэйрист уже сможет давать уроки сам и открыть свою собственную академию, становясь "внуком", "правнуком" мастера и т.д. Таким образом, эта группа связала себя с историей, политикой и культурой капоэйры и выступала в различных местах с этим предложением.
M. Lelo - Casa de Capoeira Malungos - SP

Продолжение следует...
Tags: Capitães de Areia, cativeiro, Сан-Пауло, дискриминация, история капоэйры, капоэйра в Сан-Пауло
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments