Школа спортивной капоэйры

О капоэйре в Новосибирске

Канжикинья "Радость Капоэйры". Комментарий 2. Недостатки ставшие преимуществом.
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
Отсутствие как минимум десятка страниц этой книги представляется большой потерей для читателя. Увы, в таком формате дошла книга до нас (быть может где-то и есть недостающие страницы). Но, перечитывая эту книгу раз за разом, я пришел в восторг от этого недостатка, и более того, он стал логичным и необходимым для нее. Именно благодаря недостающим страницам "Радость Капоэйры" выходит из формата книги, она перерастает ограниченность печатного носителя и трансформируется в нечто живое, воплощая настоящую капоэйру в жизнь, продолжая жизнь Мастера Канжикиньи: рассказывая - она остается недосказанной, подобно игре с двойным смыслом, что имеет начало, но не имеет конца.

Да и какой конец может быть у такой книги?

Книгу можно скачать здесь: https://vk.com/capoeira_siberia, https://vk.com/doc-32748952_437087334?dl=45bbaa54d2b246c044

Канжикинья "Радость Капоэйры". Комментарий 1. Оформление.
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
Книга, по сути своей, является диалогом ученика с Мастером Канжикиньей, и потому она написана достаточно простым языком, отражающим манеру речи Мастера, в которой иногда сложно уловить смысл, которая порой отходит от темы разговора и петляет в воспоминаниях, окрашивается эмоциями: печалью, горем и смехом Мастера. Такая обрывочность, фрагмернтарность текста делает его очень сложным для восприятия. Дополнительно восприятие ухудшают дизайнерские решения: картинки, плохочитаемые шрифты и прочие элементы.
Но, именно возникающие при чтении сложности делают эту книгу особенной и замечательной: она очень коротка и ее можно проглотить меньше чем за полчаса. Вероятно потому состовители и оформители сделали все возможное, чтобы читатель остановился, чтобы он не бежал скорее к финалу книги, но у него было бы время и возможность остановиться, присмотреться, подумать над каждой страницей, над каждой главой. И там действительно есть к чему присмотреться, просто надо уметь видеть. И не зря в самом начале книги дается такой совет: читайте самостоятельно! В книге очень мало комментариев, но очень много мест, которые можно и, пожалуй, даже стоит комментировать. Но об этом позже.


Книгу можно скачать здесь: https://vk.com/capoeira_siberia, https://vk.com/doc-32748952_437087334?dl=45bbaa54d2b246c044

Канжикинья "Радость Капоэйры"
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
Книга, написанная со слов мастера Канжикиньи - это не просто прелестная книга о капоэйре, это книга, сама по себе, является капоэйрой. Состовители книги - ученики Канжикиньи - воплотили в ней множество оригинальных решений, раскрывающих суть капоэйры. И потому она требует внимательного, неспешного чтения и последующего обдумывания многих моментов.
С самых первых страниц звучат предостережения о самостоятельном чтении книги, отказе от комментариев, которые просто бессмысленны. Не смотря на это, от комментариев удержаться очень сложно: у книги очень большой потенциал, скрытый от глаз "посторонних".

Книгу можно скачать здесь: https://vk.com/capoeira_siberia, https://vk.com/doc-32748952_437087334?dl=45bbaa54d2b246c044

Наследие Паштиньи. "капоэйра оскудела".
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
1.4.22 …«капоэйра оскудела»…
…«и капоэйра оскудела. Когда в прошлом она была жестокой, многие мастера и не только обращали наше внимание, когда мы выходили из ритма; они объясняли с вежливостью, обучали нас в рамках спорта капоэйры. Это и есть причина того, что каждый, обучившийся в те дни имеет игру тела и ритм»… (9а, 1-9)


В прошлом (до 1920х гг.) капоэйра была жестокой и хитрой, она требовала бдительности от капоэйристов и соблюдения элементарных правил, которые служили защитой от превращения капоэйры в драку. Капоэйра была жестокой, но не агрессивной. Как борьба она служила средством самообороны, позволяя ускользать от агрессора, используя трюки, финты и игру тела.

Капоэйра-борьба была жестокой, грубой, травмоопасной и, чтобы избежать травм во время практики капоэйры, использовались минимальные правила (наиболее общее и главное из которых: следование ритму), которые превращали жестокую капоэйру-борьбу в капоэйру-игру.

Со временем капоэйра стала терять самые опасные движения, так как в капоэйре-игре они перестали применяться, а капоэйра-борьба стала уходить с улиц, вытесняемая холодным и огнестрельным оружием, а также другими единоборствами.
Жестокость и хитрость стали уходить из капоэйры, она стала превращаться в гимнастику, в танец, в фольклорную деятельность, абсолютно безопасные для ее практиков. Как следствие, потребность в соблюдении правил, ритма отпала и «игра тела» у капоэйристов исчезла. Капоэйристы стали просто играть капоэйру, выполняя движения, не понимая их подлинного смысла.

И пишет Паштинья: «капоэйра оскудела».

Книга "Наследие Паштиньи" здесь: https://vk.com/doc-32748952_437003490?dl=481f7051a3e1b26585

Наследие Паштиньи... 1.4.22 Комментарий
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
1.4.22. «и капоэйра оскуднела. Когда в прошлом она была жестокой, многие мастера и не только обращали наше внимание, когда мы выходили из ритма; они объясняли с вежливостью, обучали нас в рамках спорта капоэйры. Это и есть причина того, что каждый, обучившийся в те дни имеет игру тела и ритм».

По мнению Паштиньи капоэйра именно оскуднела! И произошло это из-за того, что многие  капоэйристы имееют очень поверхостное знание правил капоэйры: они не следят за ритмом, неправильно относятся к игре и партнеру, опускаются до "вале-тудо", применяя запрещенные и опасные действия (1.4.21). Впрочем, это вина не только самих капоэйристов, но и мастеров, учителей, которые ТОЛЬКО и обучают как играть капоэйру (т.е. показывают движения), не объясняя ничего; это вина тех кто организует роду, но не может, не умеет регулировать и управлять родой.

Так ненавязчиво Паштинья продолжает настаивать на присутствии рефери, арбитра, или мастера церемонии, чтобы:

  • следить за развитием игры;

  • предупреждать или прекращать практику (до проведения запрещенных, опасных действий, при несоответствии игры ритму токе, когда спортсмен устал);

  • обеспечивать физическую безопасность практикующих и ассистентов;

  • обеспечивать красоту зрелища.

О чем, собственно, пишет Деканио в своем комментарии.

Следует добавить, что судя по всему, в былые время (до 1920-30х гг.), когда капоэйра была более жестокой (и хитрой), тогда правилам и их соблюдению придавалось особое значение, т.к. они позволяли ограничить насилие и решать возникающие споры (об этом в пункте 1.4.39). На следование этим правилам обращали внимание мастера и не только. И самым важным правилом капоэйры было следование ритму:

Мудрость предков проявляется в простой тактике противодействия насилию в нерегулируемой практике капоэйры-борьбы! Все зависит только от мастера, прерывающего игру, когда движения выходят из-под контроля. Мастера прошлого через ритм токе беримбау обращали наше внимание, когда мы выходили из ритма, они объясняли с вежливостью, подчеркивая важность следования токе беримбау. «Ритм», словно ключ от «игры тела»: ловкости, уклонений, малисии.

Книга здесь: https://vk.com/doc-32748952_437003490?dl=481f7051a3e1b26585

Мастер Паштинья (биография)
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
Винсент Жоаким Феррейра Паштинья (Vicente Joaquim Ferreira Pastinha), более известный как мастер Паштинья, родился 5 апреля 1889 года в Сальвадоре, Бразилия, штат Баия. Его отец Жозе Паштинья был бедным эмигрантом из Испании, а мать Евгения Мария ди Карвальо - чернокожой бразильянкой.
Капоэйрой Паштинья начал заниматься в 8 лет у Бенедиту - африканца, живущего по соседству на улице Ларанжейру. Он занимался под руководством Бенедиту в течение 3х лет и весьма преуспел в своих занятиях, а главное - он полюбил капоэйру всем сердцем.
В 1902 году Паштинья поступил в морскую школу, но занятия капоэйрой не оставил: хотя ему было всего 13 лет он стал обучать капоэйре своих товарищей. В 1909 году он решает посвятить свою жизнь любимым занятиям - капоэйре и рисованию - и уходит из флота.



С 1910 по 1912 годы он обучает капоэйре на улице Св.Изабель, но, по неизвестным причинам в 1913 году Паштинья уходит из капоэйры и след его в истории теряется вплоть до 1941 года.
В 1941 года, после долгих уговоров своего бывшего ученика - Аберре - Паштинья приходит на воскресную роду в Жингибирра, в конце улицы Либердаджи. Та рода была известной во всем Сальвадоре как рода мастеров капоэйры, и возглавлял ее Амозиньо. Однако, при появлении Паштиньи, он передал ему свой беримбау, признавая право Паштиньи вести эту роду, признавая его авторитет как более опытного мастера. При поддержки всех собравшихся (в особенности Аберре, Амозиньо и Антонио Марэ), Паштинья соглашается стать общим мастером, который будет учить остальных и направлять развитие капоэйры.
Паштинья возвращается в капоэйру из безвестности только благодаря идее объединения капоэйристов в единое сообщество, сообщество, которое определило бы направление развития капоэйры, сообщество, которое бы сделало капоэйру и мир лучше. Он был настолько окрылен этой идеей, что в тот же день (23 февраля 1941 года) провозгласил о создании Спортивного Центра Капоэйры Ангола, в который вошли многие собравшиеся на воскресной роде - 68 человек.
Но, хотя Паштинья соглашается стать общим мастером, вдохновителем, тем, кто придаст направление, он желает оставаться в тени, избегая какой-то административной работы (регистрации, организации, договоров и пр.). Фактически вся работа Центра с 1941 по 1943 осуществляется благодаря Амозиньо, и после его смерти (в 1943 году), многие участники (мастерá) оставили Паштинью и Центр пришел в упадок.
Тем не менее Паштинья продолжал преподавать капоэйру и пропагандировать свое видение капоэйры. Несколько раз он безуспешно пытался восстановить Центр, но не находил взаимопонимания и поддержки. Лишь с приходом Рикардо Батиста (в 1949 году) Центр начал возрождаться: для регулярных занятий было найдено помещение (в Бигодже), изготовлена униформа для занятий, назначены "администраторы".
А 1 октября 1952 года Спортивный Центр Капоэйры Ангола был зарегистрирован официально.



В 1950-х гг. Паштинье пошел уже седьмой десяток лет, но, не смотря на свой возраст, он сохранил хорошую форму, подвижность тела и живость ума. Его уникальное видение капоэйры, стиль и подход к обучению постепеннно начинают привлекать внимание общественных деятелей, интеллектуалов и артистов. И с их помощью в 1955 году он открыл свою академию в историческом центре Сальвадора - на Пелориньо №19, где с радостью делился своими знаниями и навыками со всеми желающими.



В 1957 году Спортивный Центр Капоэйры Ангола во главе с Паштиньей совершает тур по нескольким штатам Бразилии (Пернамбуко, Минас-Жирайс, Парана, Рио Гранжи ду Сул, Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро) с выступлениями, показывая традиционный стиль капоэйры, сохранивший в полной мере свои игровые аспекты, стиль "Капоэйра Ангола".



В 1964 году Паштинья публикует книгу "Капоэйра Ангола" и записывает музыкальный альбом с ритмами и песнями капоэйры - "Паштинья Навсегда". Он становится действительно успешным: его академию посещают многочисленные туристы, желающие лицезреть “истинную капоэйру”, к нему приходят приглашения на фестивали со всех концов Бразилии и даже из-за границы.



В апреле 1966 года Паштинья и лучшие его ученики (Жоао Гранджи, Жоао Пекено, Гато Прето, Жильду Альфинэче, Роберто Сантáс, Камафеу ди Ошосси), по приглашению Министерства Иностранных Дел, присоединяются к бразильской делегации, участвующей в "Первом Фестивале Черной Культуры" в Дакаре (Сенегал). Во время этого фестиваля у Паштиньи появляются проблемы со зрением и в Бразилию он возвращается практически слепым.
К концу 1960-х гг. постепенно начинает снижаться и популярность Паштиньи, а вместе с ней поддержка общества и правительства. В 1971 году Паштинья был вынужден оставить академию на время реставрации здания на Пелориньо №19. Но после завершения реставрации ни академию, ни мебель, ни музыкальные инструменты, ни картины, которые находились в здании ему не возвращают. Правительство объявляет здание памятником архитектуры, но вскоре сдает его под ресторан. Паштинья же остается ни с чем.
Лишившись своей академии, практически слепой и больной Паштинья больше не мог рассчитывать на какой-либо доход от капоэйры: ни от уроков, ни от выступлений. К тому же популярность и самой капоэйры в Сальвадоре в 1970х гг. сходит на нет. Единственным средством к существованию стало небольшое государственное пособие, которого едва хватало на аренду старой, маленькой, темной комнатушки на улице Альфредо Брито, №14, недалеко от Пелориньо.
Забытый, всеми покинутый, больной и нищий, Паштинья очень сильно переживает свою "изоляцию" и впадает в долгую депрессию. В 1979 году у него случается инсульт и его везут в общественную больницу, а после определяют в приют для пристарелых "Дон Педро Второй". Посвятивший всю свою жизнь капоэйре Паштинья и здесь, в столь преклонном возрасте (92 года) играет капоэйру. Последняя его игра состоялась 12 апреля 1981 года. Через полгода он умирает.
Мастер Паштинья умер 13 ноября 1981 года, но его стиль, его философия, его детище - Капоэйра Ангола - продолжают свое существование, развитие и по сей день.

https://vk.com/capoeira_siberia

Наследие Паштиньи
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
Книгу выложил: https://vk.com/doc-32748952_437003490?dl=481f7051a3e1b26585

Наконец-то довел ее до ума. Ну или до степени: "итак сойдет", но при том, чтобы и не стыдно было =) Исправил ошибки и большинство недочетов, добавил комментарии, для менее подготовленных людей. В общем, приятного чтения.

А я продолжу перевод книги другого замечательного мастера.

Комментарий к Наследию Паштиньи. 2.2.69
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
2.2.69 …«хорошо защищать дороги наших душ»…
…«Те, кто не хочет стать жертвой ловушек сатаны, должен научиться хорошо защищать дороги наших  душ»…

Важный, хоть и мало заметный момент. Паштинья пишет, что мы должны "научиться хорошо защищать дороги НАШИХ душ". Именно "наших", а не "своих". Паштинья с легкостью и простотой уходит сам и уводит нас от эгоизма к коллективному, от изоляции к единству, когда "один отвечает за всех, и все - за одного". Капоэйра - это практика коллективная, рода ди капоэйра состоит из многих участников, и каждый из участников играет важную роль, потому что только вместе они могут создать капоэйру. И если хотя бы один участник станет жертвой ловушек сатаны (сомнительные привычки, эгоизм, чрезмерная агрессия, нарушение правил игры, снисхождение до "вале-тудо" и пр.), то это внесет разлад в сообщество капоэйры (в роду, в капоэйру). Потому, мы должны "научиться хорошо защищать дороги именно наших  душ", нашего сообщества, нашей роды, что бы было единство среди капоэйристов.

О единении капоэйристов в философии Паштиньи.
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
Ключевой идеей философии Паштиньи является идея единения капоэйристов. Капоэйра, по его мнению, это и есть все капоэйристы, вместе взятые, их идеи, их культура, их философия. Он видит, что хамство и агрессивное поведение отталкивает людей, разобщает их, делает "изолированными", делает капоэйру слабой. По его мнению объединение капоэйристов необходимо чтобы сформулировать дальнейшее развитие капоэйры, ее эволюцию, чтобы защитить капоэйру и передать ее следующему поколению. И Паштинья вопрошает: в чем же причина того, что капоэйристы не объединяются? Почему они разобщены? В чем причина зла? И отвечает Паштинья сам себе: эгоизм. И в том он видит свою цель: искоренить это зло, идущее издавна, вырвать испорченное семя.

Он видит, что эгоизм, тщеславие, изоляция не приносят ничего хорошего, потому что капоэйра - это практика коллективная, требующая музыки (а значит оркестра, солиста и хора), требующая зрителей, а главное требующая игроков, компаньонов, которые бы уважали друг друга и совместно строили игру, обучали друг друга с уважением, соблюдая этические нормы и правила капоэйры, которые и есть любовь к спорту (к капоэйре).
Но к чему можно придти, отвергнув любовь, потеряв добрую волю, умножая невежество, питая эгоизм, изолируя себя и свою группу, стараясь оградиться от остальных капоэйристов и от капоэйры? Капоэйра будет вырождаться, слабеть, терпеть поражения. В ней
не будет никаких новых идей, стремлений, а значит и жизнии.

Потому Паштинья и возвращается в капоэйру после 30 лет добровольной изоляции и безвестности. Он
возвращается лишь в 1941 году после уговоров Аберре, при поддержке многих мастеров, чтобы объединить капоэйристов, возглавить "общую роду", "роду мастеров". Да, именно благодаря идее объединения всех капоэйристов в единое сообщество он и возвращается из "небытия", и с этой идеей объединения он шествует дальше, организуя и всячески поддерживая и развивая Центр капоэйры - СЕСА. Благодаря Центру он пытается нейтрализовать пороки капоэйры, рассказывая, просвещая капоэйристов, искореняя невежество, он открывает двери своего Центра для любого желающего.

Но первоначальная его задумка терпит крах, желаемое единство отсутствует и вскоре СЕСА разваливается. В течение многих лет Паштинья и дальше продвигает свои идеи, и набирает сторонников, но как бы там ни было, его идеи опережают время. Немалыми усилиями и именно благодаря Паштинье
в 1952 СЕСА возобновил свою работу.

Позже он
напишет: "с 1941 по 1958 ... меня оставили в одиночестве". В одиночесвте его оставили и после 1958 года, несмотря на все заслуги мастера. Многие (ученики и мастера) покинули Паштинью, многие избегали его из-за собственного невежества, гордости и отсутвия знаний.

Паштинья всю жизнь выступал за объединение капоэйристов, но в итоге, жизнь свою закончил в одиночестве и изоляции, против которой выступал. Но это совсем другая история.

Комментарий к Наследию Паштиньи. 1.2.2
Новосибирск, Капоэйра
capoeiransk
1.2.2 …«Нынешние капоэристы»…
…«Нынешние капоэристы – атлеты, а не маландру, не отменные профессионалы в капоэйре. Мы же – танцоры, люди, которые живут искусством капоэйры, как подлинные художники, которые есть во всех профессиональных сферах»…
(2b, 3-11)
Паштинья подчеркивает изменение образа мышления, поведения капоэйриста и их роли в обществе. Раньше, капоэйристы были маландру (хитрецами и мошенниками), а сейчас становятся атлетами. Физически атлеты более совершенны, у них лучше техника движений, но, вместе с тем они остаются всего-лишь атлетами, без понимания тонкостей и особенностей капоэйры (и потому они не профессионалы именно в капоэйре).

"Мы же - танцоры" - вероятно подразумеваются только анголейру, "которые живут искусством капоэйры, как подлинные художники". Паштинья не называет себя "маландру" - мошенником, более того, он им и не является, напротив вся его жизнь доказывает обратное: его честность, открытость и искренность, желание помочь другим, даже себе в ущерб. Он понимает, что он и анголейру - те же атлеты, но, благодаря сохранению и развитию культуры, философии Капоэйры Ангола - они сохраняют хитрость капоэйры и обман (маландражем), но в рамках игры капоэйры (т.е. маландру только в капоэйре). Потому Паштинья называет себя и своих товарищей - танцорами, художниками, профессионалами!

Также, в отрывке сохраняется основная мысль Паштиньи: уход от проявления физического к интеллектуальному и эстетическому (от атлетов он уходит к искусству, к художникам), уход от эгоизма (от эгоизма маландру) к товариществу (мы танцоры, компаньоны, которые вместе создают искусство).

?

Log in

No account? Create an account